Одноминаретная мечеть
Красивейшее здание одноминаретной мечети в Семее является памятником истории и культуры республиканского значения. Одноминаретная мечеть была построена в 1908 – 1910 годах. Руководил строительством архитектор из Османской Империи Габдулла Эфенди, при активной помощи известного в Приирышье архитектора-самородка Баязита Сатбаева. На этом месте ещё в 1837 году, на средства казанских татар была построена деревянная мечеть. 13 мая 1902 года случился пожар, уничтоживший это пластичное и выразительное здание. Новая мечеть была уже не деревянным сооружением, а выполнена из камня (местного кирпича). Сохранившаяся до настоящего времени, практически без изменений, эта красавица мечеть ныне приобрела новую цветовую гамму – стены выкрашены зелёным цветом, необычайно ярко выделившим белоснежные детали декоративной отделки здания.
Основным нехристианским населением городов Прииртышья в рамках современной Восточно-Казахстанской области являлись сибирские и, отчасти казанские татары, составлявшие значительную часть населения Семипалатинска, где со временем образовался крупный район, именуемый Татарской частью (слободой и т.д.), компактно заселённый представителями этого народа. Большие группы татар имелись в Усть-Каменогорске, Павлодаре и Зайсане.
Архитектурно-художественный образ сооружения определяется стройным двухъярусным минаретом круглой формы, завершаемым высоким конусообразным покрытием. Большие проёмы окон перекрываются подковообразными клинчатыми арками. Основной зал - помещение с нишей - михрабом, трехгранным выступом в алтарной части. Михраб ориентирован на священный мусульманский город Мекку. Из зала в минарет ведут двери и лестницы на верхние площади. Минарет оживлен узкими стрельчатыми окнами, завершаются полумесяцами. Все здание мечети по периметру от земли до карниза обработано рельефными поясами. Разновеликие по объему, отдельные части здания как бы нанизаны на одну ось: портальное помещение с крыльцом, промежуточное помещение, аналогичны «трапезным» в православном культовом зодчестве, основная часть и михраб.
Стены мечети обильно декорированы рустованными лопатками, и чугунным карнизом. В настоящее время эти детали вычленены бело-зеленой гаммой. Основная часть завершена куполом. Дополнительным украшением основного объема служат башенки по периметру, пространство между которыми заполнено декоративной решеткой.
В настоящее время мечеть используется в качестве мусульманской ритуальной столовой.