Сакральные объекты Восточно-Казахстанской области 3.

Мавзолей Қозы Көрпеш-Баян Сұлу

Мавзолей Қозы Көрпеш-Баян Сұлу находится близ аула Тансык Аягозского района и является одним из известных памятников в Казахстане, дошедших до нашего времени. Памятник датируется

Согласно легенде, влюбленныеҚозы и Баян были обручены еще с детства, но отец девушки решил нарушить обещание и выдать дочь за местного палуанаҚодара, спасшего его отары от джута. Первым сложил буйную головуҚозы. Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости и обещает выйти замуж заҚодара, если тот выроет для нее колодец с ключевой водой. КогдаҚодар принимается за работу, углубляясь и держась за волосы Баян, девушка отрезает косы -Қодар проваливается в бездну и погибает. На могиле возлюбленного Баян закалывает себя кинжалом.

Памятник имеет выдающееся значение, поскольку, являясь исключительно редким образцом раннесредневековой архитектуры, связанной с широко распространенными у разных народов преданиями аккумулирует в себе целый ряд культурологических аспектов.

Мавзолей «Ырғызбай Досканаұлы»

Мавзолей «Ырғызбай Досканаұлы»являетсяпамятником архитектуры середины ХIХ века. Мавзолей входит в реестр Государственных памятников истории и культуры местного значения ВКО.Объект находится в 63 км к северо-западу от села Аксуат Тарбагатайского района ВКО.Досканаулы Ыргызбай, 1787 – 1850 гг., (род кыржи) был знаменитым лекарем, сыныкши (костоправ).Вылечил Кунанбая, когда тот серьезно заболел. В 1975 годуместный жительТагабаев Кунанбай установил надгробный памятник. Мазар неоднократно перестраивался, в 1990 году был построен мавзолей из силикатного кирпича (первоначальная ограда осталась внутри).МавзолейЫрғызбай Досканаұлырасположен в юго-западной части комплекса, состоящего из погребальных сооружений  и хозяйственных построек. Кухня и помещение для ритуального сна, функционировавшие еще в  90-х гг. ХХ века,  находятся к северо-востоку от мавзолея.В 2014 году при спонсорской поддержке мавзолей был полностью отреставрирован. Основной строительный материал – красный и зеленый гранит, был привезен из местности Баянауыл Павлодарской области. Фундамент мазара был обложен зеленым, а стены красным гранитом.

Историческая и духовная значимость памятника заключается в сохранении обычаев и традиций, в передаче культурных ценностей из поколения в поколение. Мавзолей имеет большое значение, как широко известный и почитаемый в народе памятник.

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского

Музей Ф.М.Достоевского в городе Семей был открыт 7 мая 1971 года. Основой музея стал деревянный полутораэтажный дом 1838 года. В 1970-х годах к домику была выполнена двухэтажная пристройка, а также установлена парная бронзовая монументальная композиция «Ч.Валиханов, Ф.Достоевский».

В музее накоплен богатый фонд, насчитывающий 21 581 единицу хранения. Ежегодно музей принимает свыше 10 000 человек, проводится в среднем 700-800 экскурсий. Главное предназначение музея – хранить на казахстанской земле память о величайшем гении мировой литературы.

Дом – музей имени Ф.М. Достоевского является памятником истории и культуры республиканского занчения.

Всего в мире существует семь литературно-мемориальных музеев Ф.М.Достоевского. Шесть из них находятся в России, один - в Казахстане.Музей  Ф.М. Достоевского  был открыт в городе Семей 7 мая 1971 года на основании Постановления Совета Министров Казахской ССР N 261.