Мавзолей Козы Корпеш и Баян Сулу
Это памятник архитектуры республиканского значения VIII-X вв. Располагается в Аягозском районе в 3,5 км к юго-западу от с. Тарлаулы (Тансык). Козы Корпеш и Баян Сулу – один из самых знаменитых и любимых героев казахских преданий, отдавших жизнь во имя любви. О древности этого мотива, восходящего, вероятно, к древнетюркской среде говорит широкое распространение в тюркском мире этой темы. Это один из самых ранних средневековых архитектурных памятников, он неоднократно упоминался исследователями. В 1856 году мавзолей и скульптуры рядом с ним (ныне отсутствующие) были зарисованы Чоканом Валихановым. Большую ценность представляют сделанные им зарисовки стоявших у памятника каменных изваяний. По народной легенде фигуры изображали Козы-Корпеша, Баян-Сулу, ее младшую и старшую сестру.
В 1858 году мавзолей был обследован Николаем Абрамовым, в 1898 году — Николаем Пантусовым. В 1952 году памятник исследовала археологическая экспедиция Академии наук Казахской ССР под руководством АлькеяМаргулана. В 1982 году мазар Козы Корпеш и Баян Сулу был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства.
Мавзолей расположен на красивой излучине р. Аягуз, дуга которой «обнимает» памятник более чем на 180 градусов. Возвышенность правого берега, на которой располагается мавзолей самая высокая из прилегающих к реке, отсюда раскрывается красивый вид на речную долину. К югу от мавзолея раскинулось обширное казахское кладбище, состоящее из надгробий с каменной наброской.
Старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу гласит: некие друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых еще до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, еще не видевшие друг друга, но связанные узами брачного договора, наконец, полюбили друг друга. Проходит время и Карабай меняет жизненные планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом треугольнике первым сложил голову Козы. Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для нее колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, все углубляясь, держась за волосы Баян. Девушка неожиданно отрезает косы: Кодар проваливается в бездну и погибает. Тем самым Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом.
Памятник представляет собой квадратное в плане (7,66 на 7,64 м) башенное сооружение (современная высота – 11,2 м), корпус которого плавно сужается к верху, образуя округлое завершение. Квадратная в плане камера (3,3 на 3,3 м) имеет относительно небольшую высоту (4,85 м), камера сохранила следы обмазки и побелки (возможно первоначальной).Памятник сложен напуском рядов плитнякового камня на глиняном растворе. Он не раз ремонтировался, в результате вся внешняя поверхность, которая, судя по дореволюционным фотографиям, была сильно выщерблена, в настоящее время выровнена кладкой, в камере установлено два надгробия (Козы Корпеш и Баян Сулу), к входу пристроено крыльцо с тремя ступенями, вокруг памятника произведено мощение камнем (диаметр 20 м) с ведущей к входу дорожкой.
Памятник имеет выдающееся значение, поскольку, являясь исключительно редким образцом раннесредневековой архитектуры, связанной с широко распространенными у разных народов преданиями аккумулирует в себе целый ряд культурологических аспектов.
Использованная литература:
1) Байтенов Э.М. Статьи для Свода памятников истории и культуры Восточно-Казахстаноской области. – Областное Управление культуры ВКО. Алматы-Оскемен, 2005г.
2) Валиханов Ч.Ч. Дневник поездки на Иссык-Куль.1856 г.- Собрание сочинений в 5-ти томах.Т.1 – Алматы: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984.-с.307 – 310,404-405.
3) Кастанье И.А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. – TOYAK.1910, вып.22.
4) http://ru.wikipedia.org/