Мойнақ – группа петроглифов, I-II тысячелетие до нашей эры

Мойнак расположен в урочище, в 2 км к северо–северо–востоку от с. Пятилетка Курчумского района ВКО, примерно в 30 км от места слияния рек Курчум и Иртыш, исследован Самашевым З., Сапашевым О., Оралбай Е., Исиным А., Толегеновым Е., Сайлаубай Е. в 1977-1979 и 2009 гг.

Основная масса рисунков зафиксирована на пяти невысоких сопках с плоской вершиной, образующих компактную цепочку, изолированную живописной речной долиной от основной оси Нарымского хребта.

Здесь насчитывается около 400 камней с рисунками, однако, в силу естественных факторов они распределены в пределах условно выделенных групп неодинаково: наибольшее количество – во второй и в третьей. Чаще всего петроглифы высекали на вертикальных и наклонных плоскостях, реже – на горизонтальных. Плоскости с рисунками большей частью обращены на юг, меньше – на восток и юго-запад, редко – на север. Преобладает техника сплошной выбивки. Довольно часто встречается выбивка по контуру, реже – точечная техника, граффити и прошлифовка. В ряде случаев рисунки выполнялись комбинированной техникой. Очень редко выбитые изображения прошлифовывались. В данном местонахождении прошлифовка или протирка встречается только в сочетании со сплошной выбивкой. Например, изображение конной колесницы выполнено комбинированной техникой. Глубина выбивки – от едва заметной до 3 мм.

Урочище Мойнак является самым крупным местонахождением наскальных изображений в Восточном Казахстане – здесь около 3 тысяч. Это один из опорных памятников, позволяющий решать некоторые вопросы хронологической атрибуции, семантической интерпретации в этнокультурной принадлежности.

Быки среди петроглифов Мойнака довольно редки. Олени  занимают важное место в петроглифах урочища Мойнак. В хронологическом отношении изображения оленей весьма разнообразны. На одной плоскости нанесено пять фигур оленей, имеющих стилистическое, иконографическое  и, несомненно, хронологическое сходство с фигурами на оленных камней Центральной Азии и Алтая. Среди остальных изображений оленей есть и очень выразительные реалистические фигуры, и крайне схематичные. Формы рогов варьируют: у некоторых откинуты назад, у других ствол рога вертикальный или расположен под углом, а отростки пририсованы елочкой, у третьих – ствол трактован в виде развилки, а отростки идут с одной или с двух сторон. Есть и другие варианты.

Бросается в глаза отсутствие одиночных изображений хищников во всем комплексе петроглифов урочища Мойнак. Подавляющее большинство хищников изображено преследующими травоядных.

Поединку волков с жеребцами посвящен один сюжет. Здесь хищники выступают в роли поверженных: два жеребца топчут ногами поваленного волка. Рядом запечатлена такая же сцена, но жеребец выглядит несколько аморфно, зато волк более ясно, чем в предыдующем случае.

В левой части другой плоскости запечатлена борьба трех хищников.

Одно из сцен, по–видимому, отражает нередкое явление в повседневной жизни пастушескоскотоводческих народов – нападение волков на домашний скот, содержащийся в загоне.

В петроглифах данного местонахождения, как и других, очень часто встречаются изображения, видовую принадлежность которых определить трудно. Особенно это касается фигур собак и волков, морфологические признаки которых почти совпадают. Собаки чаще всего изображаются в сценах загонной охоты, в композициях, где обычно присутствует изображение самого охотника. Однако самым надежным содержательным является загнутый вверх хвост.

Наскальных изображений кабана в Мойнаке немного, около 10. Для многих фигур характерны гипертрофированные размеры, круто опущенные вниз, типично кабаньи морды. Иногда подчеркнуты клыки, глаза, хвосты.

Антропоморфные изображения в петроглифах Мойнака весьма разнообразны. Они встречаются как в составе многофигурных композиций, так и в сценах охоты, танца, ритуально-обрядовых и эротических. Немало одиночных изображений человека в различных позах, костюмах.

На одной небольшой поверхности запечатлена любопытная сцена: мужчина одной  рукой с длинными пальцами, защищая, прикрывает мальчика (мужская фигура маленьких размеров). Рядом с ним, с левой стороны находится женщина (на это указывает отсутствие признака пола, наличие серег с обеих сторон с обеих сторон головы в виде овальных пятен, а также расширение в области груди, относительно узкая талия и широкие бедра). Поверх головы, горизонтально по отношению к нему, изображен человек, держащий в руках длинный предмет (оружие?) с крючком на конце. Рядом, в перевернутом положении, запечатлен еще один человек. Несмотря на простоту композиционного решения, расшифровать смысл рисунка непросто. Самое тривиальное предположение – это иллюстрация нападения на семейную чету, гибель женщины.

Особую группу изображений составляют люди в грибовидных и иных головных уборах или масках.

Солярные символы встречаются нечасто, в сочетании с зооантропоморфными изображениями и поодиночке. В основном они представлены простыми или концентрическими кругами, иногда – в виде колес со спицами. Вполне возможно, что в ряде случаев основным семантическим элементом являются не круги, а вписанные в них кресты.

Среди различных знаков довольно часто встречается в петроглифах Казахстана изображение конского копыта, трактованное в виде окружности, нижняя часть которой направлена внутрь под острым углом. Изображения конских копыт широко известны в Монголии и в памятниках других регионов эпохи раннего железного века.

Помимо отмеченных выше, здесь найдено еще 3 изображения колесницы. Все пять изображений трактованы по-разному. Колесницы со сплошными колесами могут быть определены как повозки. У трех из них на концах дышел отчетливо видны ярма. Колеса со спицами и без них.                                                                                                                               

По материалам:

Самашев З., Сапашев О., Оралбай Е., Төлегенов Е., Исин А., Сайлаубай Е. Памятники монументального искусства Восточного Казахстана ( древность и средневековье). - Алматы, 2010 год.

  1. Сапар Озбек улы. Мура. Алматы, “Кайнар”, 1991, с. 142.