Дворец культуры металлургов
Здание Дворца культуры металлургов в Усть-Каменогорске было построено к открытию VIВсемирного фестиваля молодежи и студентов (1957 года) в Москве, как общественное здание культурно-просветительского назначения. Оно было построено одновременно с 3-4-х этажными жилыми домами, размещенными по проспекту Независимости, бульвару Гагарина и улице Гоголя. Сам Дворец культуры с прилежащей к нему площадью и фонтаном является доминантой этого градостроительного комплекса. Вся его архитектурно-пространственная среда создана в стиле советского монументального классицизма («сталинской архитектуры») и является главной достопримечательностью города этого периода.
Здание Дворца культуры является ярким и уже редким представителем важного этапа развития общественной архитектуры на территории Казахстана в послевоенное время. В нем особенно сильно выражен характерный для этого времени стиль советского монументального классицизма, занявший лидирующее направление в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1930-х и достигший в середине 1950-х годов своего апогея. Конструкции постройки отражают последние достижения строительного мастерства середины 20 века.
Дворец культуры металлургов был построен за короткий срок в 1957 году, ко времени проведения в Москве Всемирного фестиваля молодежи и студентов уже был сдан в эксплуатацию. С тех пор каких-либо значительных перестроек и перепланировок на здании не проводилось и оно сохранилось с высочайшей степенью аутентичности.
В свое время это была одна из самых высоких и грандиозных построек Усть-Каменогорска. И в настоящее время вместе с прилегающим к нему пространством Дворец культуры металлургов является центральной и доминирующей составляющей этой части старого города, которая представлена главным образом жилыми кварталами.
В плане это трехэтажное здание представляет собой вытянутый прямоугольник, на главной оси которого расположены фойе, зрительный зал и сцена. Вокруг них группируются различные по назначению и размерам служебные и вспомогательные помещения, расположенные в системе общей симметрии плана: спортзал, танцевальный зал, гримерные, классы, фойе, административные кабинеты и другие. Удачное функциональное зонирование пространства здания и организация сообщения между разными зонами позволяет одновременно с использованием зрительного зала осуществлять различного рода деятельность в остальных помещениях.
Главный фасад здания выделен большим портиком, перекрытие которого опирается на 12 колонн с капителями коринфского ордера. Верхняя часть портика увенчана фронтоном треугольной формы, в котором размещена скульптурная композиция, посвященная металлургам, выполненная на высоком художественном уровне. Входы на боковых фасадах также выделены портиками, на фронтонах которых также размещены скульптуры и горельефы, ярко отражающие эпоху и ее искусство. Архитектурный декор на всех фасадах имеет высокие эстетические качества, отличается хорошей проработкой всех деталей: колонны с коринфскими и дорическими ордерами, пилястрами, карнизы и пояса сложного профиля, фронтоны, лоджии с литыми балясинами и даже декоративная отделка наружных стен – высококачественная штукатурка с имитацией фактуры тесаного камня.
Интерьеры Дворца также отличаются уникальностью богатого оформления и отделки. Хорошо сохранились художественные росписи потолков и стен залов и фойе, керамические панно, отделка стен и колонн под мрамор и камень разных видов, тонкие рельефы литья гипсовых резных капителей, орнаментированных поясов, мозаичные панно на стенах, витражи и объекты движимого наследия, такие как: хрустальные люстры, вазы с мозаикой и др.
Следует отметить, что над оформлением фасадов и интерьеров работали известные в то время в Советском Союзе архитекторы, скульпторы, художники. Автор скульптурной композиции на фронтоне главного фасада здания – алматинский художник, первый профессиональный скульптор-казах, один из первых создателей национального монументального искусства в Казахстане Х.Е. Наурызбаев. Ленинградскими художниками были выполнены мозаичное панно «Праздник молодости» и декоративные вазы. Алматинскими художниками расписаны потолки фойе и зрительного зала, стена спортзала и др. Декоративные штукатурно-малярные работы осуществлены мастерами Усть-Каменогорского треста «Культбытстрой».
Многие города республик бывшего СССР помогали при строительстве Дворца культуры: из Украины и Урала завозился гранит, из Риги – изготовленные высококачественные мебель, хрустальные люстры и светильники. Все это яркие факты, которые наглядно отражают историю Казахстана в середине 20 века.
Заказчиком Дворца культуры металлургов являлся свинцово-цинковый комбинат им. В.И.Ленина, ныне АО «Казцинк». Строительные работы выполнены трестом «Алтайсвинецстрой». Проектирование осуществил «Ленгипрокоммунстрой» под руководством архитектора Л.И.Маковеева. К проектированию художественной отделки были привлечены работники художественного фонда Казахской ССР под руководством заслуженного деятеля искусств КазССР, художника Н.В.Цикчинского. Производство строительных работ было осуществлено трестом «АлтайСвинецСтрой».
Здание построено в период возвращения к традициям классической архитектуры с учетом достижений современной строительной техники. В нем выявляется общая тенденция при проектировании зданий общественного назначения - стремление к компактному симметричному плану с архитектурным акцентированием главного фасада. Архитектурная тема Дворца - портик, который решает вход в здание. Входу предшествует строгая по формам широкая лестница небольшого уклона. Портик сверху заканчивается фронтоном. Капители колонн портика выполнены в стиле сложного коринфского ордера, а база в стиле простого. Фронтон, оформленный тематической скульптурой, из декоративных деталей имеет только пилястры. Так как здание распластано по территории, углы главного фасада выделены выступами, что увеличивает восприятие вертикальных членений дворца. Средние части 2 и 3 этажей заглублены и большей частью выполнены из стекла, образуя большую лоджию, которая имеет балюстраду с лепными балясинами. Во фронтах со стороны улиц Гоголя и бульвара Гагарина скульптурные фигуры сидящих юноши и девушки. Скульптура «Рыбка» фронтона выполнена Валерием Соломоновичем Рапопортом.
Дворец металлургов это уникальный образец архитектуры общественного здания культурно-просветительского назначения, связанный с историей развития архитектуры и градостроительства индустриальных городов, как на территории Казахстана, так и всего бывшего Советского Союза, сохранившийся с высочайшей степенью аутентичности, включая окружающую градостроительную среду, архитектурно-планировочное решение, инженерные конструкции и строительные материалы, декоративное убранство фасадов и интерьеров.
По материалам:
- Свод архитектурных и монументальных памятников Восточно – Казахстанской области. - Усть – Каменогорск, 2005 г.
- Заключение историко-культурной экспертизы на памятник истории и культуры местного значения – здание Дворца культуры металлургов в г.Усть-Каменогорск, 2013 г.