Дворец культуры металлургов

Здание Дворца культуры металлургов в Усть-Каменогорске было построено к открытию VIВсемирного фестиваля молодежи и студентов (1957 года) в Москве, как общественное здание культурно-просветительского назначения. Оно было построено одновременно с 3-4-х этажными жилыми домами, размещенными по проспекту Независимости, бульвару Гагарина и улице Гоголя. Сам Дворец культуры с прилежащей к нему площадью и фонтаном является доминантой этого градостроительного комплекса. Вся его архитектурно-пространственная среда создана в стиле советского монументального классицизма («сталинской архитектуры») и является главной достопримечательностью города этого периода.

Здание Дворца культуры является ярким и уже редким представителем важного этапа развития общественной архитектуры на территории Казахстана в послевоенное время. В нем особенно сильно выражен характерный для этого времени стиль советского монументального классицизма, занявший лидирующее направление в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1930-х и достигший в середине 1950-х годов своего апогея. Конструкции постройки отражают последние достижения строительного мастерства середины 20 века.

Дворец культуры металлургов был построен за короткий срок в 1957 году, ко времени проведения в Москве Всемирного фестиваля молодежи и студентов уже был сдан в эксплуатацию. С тех пор каких-либо значительных перестроек и перепланировок на здании не проводилось и оно сохранилось с высочайшей степенью аутентичности.

В свое время это была одна из самых высоких и грандиозных построек Усть-Каменогорска. И в настоящее время вместе с прилегающим к нему пространством Дворец культуры металлургов является центральной и доминирующей составляющей этой части старого города, которая представлена главным образом жилыми кварталами.

В плане это трехэтажное здание представляет собой вытянутый прямоугольник, на главной оси которого расположены фойе, зрительный зал и сцена. Вокруг них группируются различные по назначению и размерам служебные и вспомогательные помещения, расположенные в системе общей симметрии плана: спортзал, танцевальный зал, гримерные, классы, фойе, административные кабинеты и другие. Удачное функциональное зонирование пространства здания и организация сообщения между разными зонами позволяет одновременно с использованием зрительного зала осуществлять различного рода деятельность в остальных помещениях.

Главный фасад здания выделен большим портиком, перекрытие которого опирается на 12 колонн с капителями коринфского ордера. Верхняя часть портика увенчана фронтоном треугольной формы, в котором размещена скульптурная композиция, посвященная металлургам, выполненная на высоком художественном уровне. Входы на боковых фасадах также выделены портиками, на фронтонах которых также размещены скульптуры и горельефы, ярко отражающие эпоху и ее искусство. Архитектурный декор на всех фасадах имеет высокие эстетические качества, отличается хорошей проработкой всех деталей: колонны с коринфскими и дорическими ордерами, пилястрами, карнизы и пояса сложного профиля, фронтоны, лоджии с литыми балясинами и даже декоративная отделка наружных стен – высококачественная штукатурка с имитацией фактуры тесаного камня.

Интерьеры Дворца также отличаются уникальностью богатого оформления и отделки. Хорошо сохранились художественные росписи потолков и стен залов и фойе, керамические панно, отделка стен и колонн под мрамор и камень разных видов, тонкие рельефы литья гипсовых резных капителей, орнаментированных поясов, мозаичные панно на стенах, витражи и объекты движимого наследия, такие как: хрустальные люстры, вазы с мозаикой и др.

Следует отметить, что над оформлением фасадов и интерьеров работали известные в то время в Советском Союзе архитекторы, скульпторы, художники. Автор скульптурной композиции на фронтоне главного фасада здания – алматинский художник, первый профессиональный скульптор-казах, один из первых создателей национального монументального искусства в Казахстане Х.Е. Наурызбаев.  Ленинградскими художниками были выполнены мозаичное панно «Праздник молодости» и декоративные вазы. Алматинскими художниками расписаны потолки фойе и зрительного зала, стена спортзала и др. Декоративные штукатурно-малярные работы осуществлены мастерами Усть-Каменогорского треста «Культбытстрой».

Многие города республик бывшего СССР помогали при строительстве Дворца культуры: из Украины и Урала завозился гранит, из Риги – изготовленные высококачественные мебель, хрустальные люстры и светильники. Все это яркие факты, которые наглядно отражают историю Казахстана в середине 20 века.

 Заказчиком Дворца культуры металлургов являлся свинцово-цинковый комбинат им. В.И.Ленина, ныне АО «Казцинк». Строительные работы выполнены трестом «Алтайсвинецстрой». Проек­тирование осуществил «Ленгипрокоммунстрой» под руководством ар­хитектора Л.И.Маковеева. К проектированию художест­венной отделки были привлечены ра­ботники художественного фонда Ка­захской ССР под руководством заслуженного деятеля искусств КазССР, художника Н.В.Цикчинского. Производство строительных работ было осуществлено трестом «АлтайСвинецСтрой».

       Здание построено в период воз­вращения к традициям классичес­кой архитектуры с учетом достиже­ний современной строительной техники. В нем выявляется общая тенден­ция при проектировании зданий об­щественного назначения - стремле­ние к компактному симметричному плану с архитектурным акцентиро­ванием главного фасада. Архитектурная тема Дворца - пор­тик, который решает вход в здание. Входу предшествует строгая по формам широкая лестница неболь­шого уклона. Портик сверху закан­чивается фронтоном. Капители ко­лонн портика выполнены в стиле сложного коринфского ордера, а база в стиле простого. Фронтон, оформленный тематической скульп­турой, из декоративных деталей имеет только пилястры. Так как зда­ние распластано по территории, углы главного фасада выделены выс­тупами, что увеличивает восприя­тие вертикальных членений дворца. Средние части 2 и 3 этажей заглуб­лены и большей частью выполнены из стекла, образуя большую лод­жию, которая имеет балюстраду с лепными балясинами. Во фронтах со стороны улиц Гоголя и бульвара Гагарина скульптурные фигуры сидящих юноши и девушки. Скульптура «Рыбка» фронтона выполнена Валерием Соломоновичем Рапопортом.

Дворец металлургов это уникальный образец архитектуры общественного здания культурно-просветительс­кого назначения, связанный с историей развития архитектуры и градостроительства индустриальных городов, как на территории Казахстана, так и всего бывшего Советского Союза, сохранившийся с высочайшей степенью аутентичности, включая окружающую градостроительную среду, архитектурно-планировочное решение, инженерные конструкции и строительные материалы, декоративное убранство фасадов и интерьеров.

По материалам:

  1. Свод архитектурных и монументальных памятников Восточно – Казахстанской области. - Усть – Каменогорск, 2005 г.
  2. Заключение историко-культурной экспертизы на памятник истории и культуры местного значения – здание Дворца культуры металлургов в г.Усть-Каменогорск, 2013 г.