ZT Maju - шаблон joomla Продвижение

Работы на могильнике Берел в 2017 году

В рамках реализации статейной программы «Рухани  жаңғыру» были проведены археологические исследования на территории Восточного Казахстана. Раскопки проводились на значимых археологических объектах региона, таких как Берел (Катон-Карагайский район), Шиликты (Зайсанский район) и Аблайкит (Уланский район), руководили исследовательскими работами знаменитые  археологи Казахстана, такие как З.Самашев, К. Байпаков, А. Толеубаев.

Могильник  Берел расположен на самом живописном участке долины р. Бухтарма. Руководителем научно-исследовательских работ является  доктор исторических наук, профессор Зайнолла Самашев.

 Наземная конструкция кургана имеет круглую в плане форму.  Размеры наземного сооружения по линии Север - Юг -25,5 м,  по линии  Восток- Запад  -25,7 м. Высота кургана от уровня древней дневной поверхности  около 3,0 м. Размеры лицевых камней в среднем от 7х10 см до 20-35 см, галечника – от 4х5 см до 6х8см.

На разных участках наземного строения кургана были зафиксированы разрозненные кости лошади, что может указывать на следы известного обряда вывешивания шкуры лошади во время годичных поминок у древних кочевников, о котором сообщал еще Геродот ( IV, 72). Такой обряд зафиксирован у средневековых тюрков А. ибн Фадланом и другими авторами.

В геометрическом центре конструкции, под каменным сооружением  выявлена погребальная камера подпрямоугольной формы с закругленными углами. Ее размеры 4,5х3,2 м. На западной и южных стенах могильной ямы четко сохранились следы грабительского лаза. На уровне пола грабительского лаза в южной стене, находилось скопление человеческих костей, среди которых фиксируются остатки меховой одежды и нашивки из золотой фольги.

На глубине 3, 5 м от древней дневной поверхности могильной ямы были зафиксированы следы берестяных полотен, покрывавших конское захоронение и сруб с колодой. У северной стенки могильной ямы находилось захоронения двух коней (восточный и западный), которые были положены на подогнутые под брюхо ноги, друг за другом, головами на восток.Оба животные были убиты ударом чекана по верхней части черепа.

Внутри сруба, как правила, на специальном столике из дерева кладут заупокойную пищу для умершего человека и железный нож, а рядом ставят глиняный кувшин различной величины, в зависимости от социального положения.

В срубе, рядом с кувшином, на позвоночниках и крестцовой кости  овцы был поперек  положен  короткий однолезвийный  железный нож с кольцевым навершием рукояти. Такие ножи носили на поясе. Они употреблялись в быту, для резания мяса и других мелких операции. В данном случае семиотический статус этой вещи может быть очень высоким.

На остатках колоды сохранились отдельные фрагменты костюма – головного убора и меховой шубы. Они сохранились, по-видимому, благодаря тому, что ограбление было совершено незадолго до полного разложения погребенного.

В восточной части колоды сохранились остатки золотых нашивок, очевидно от головного убора конусовидной формы. В средней части колоды зафиксированы фрагменты меховой шубы с нашивками и объемные подвески в виде фигуры животных, вырезанных из дерева и плакированных золотой фольгой.

Таким образом, курган № 5, несмотря на многократное ограбление, дал очень интересный материал, как по обряду погребения, так и  по истории материальной культуры древних кочевников Казахского Алтая живших в начале III в до н.э.

Различные образы изобразительного искусства, сцены терзания хищниками травоядных животных, а также орнаментальные композиции позволяют судить об уровне художественной культуры и мировоззрении создателей так называемой пазырыкской культуры всей Алтайской горной системы рассматриваемого исторического периода.

Список литературы
1. Алтай-түркі әлемінің алтын бесігі/Өскемен,2017 - 452 бет.

 

 

 

Фотографии мероприятий

photo1 photo2 photo3 photo4 photo5 photo6 photo7 photo8 photo9 photo10 photo11 photo12

Список социальных сетей

Top of Page